Новости

Читать все новости

«Сотоварищи». День пятый. Предпоследний

24/09/22


Много событий приготовил нам день минувший.

Три спектакля, эскизные показы, обсуждения, экскурсия для коллектива из Москвы.

Обо всем по порядку.


В 14.00 на площадке Дома-музея М.А. Ульянова прошел ландшафтный спектакль Молодежного театра «Доминанта» - «Горнозаводская цивилизация». Все началось с очень необычного для тарского зрителя представления – театрализованной ярмарки уральских реликвий и артефактов 19 века, что вызвало легкое недоумение у пришедших на спектакль. Ни мест для зрителей, ни сцены, ничего классического, что говорит о предстоящем спектакле. И вдруг появились ряды для зрителей, все заняли свои места, и ярмарка обернулась театральным действом. Театральная музеефикация, так звучит жанр «Горнозаводской цивилизации» по пьесе Светланы Баженовой, в основе которой одноименная книга-словарь известного уральского писателя и драматурга Алексея Иванова.

«У нас есть опыт проведения подобных спектаклей, мы имеем порядка 12 ландшафтных спектаклей в репертуаре, и этот спектакль играли на разных площадках. Но то, что это Дом-музей, а в своей постановке мы говорим о том, что ценности горнозаводской цивилизации сегодня уходят с молотка, исчезают и в связи с этим невозможно не испытывать тревогу и боль, поэтому эта площадка вызывает у нас особое чувство. Мы понимаем, насколько важно сегодня сохранить и не утратить культурные ценности. То, что театр проводит здесь спектакли имеет большое значение для сохранения памяти о великом актере Михаиле Ульянове, которого любит вся страна. Думаю, мы тоже послужим развитию и сохранению этой площадки как театральной и необходимой для людей.  […] Я всегда рядом со своими ребятами, смотрю спектакли, поддерживаю. Это им важно. Иногда я могу что-то увидеть изнутри, потому что это импровизация. Волнуемся всегда. […] Артисты настроены по-боевому. Они изучили здесь каждый уголочек, с нежностью отнеслись к каждому гвоздю. […]  Вечером у нас эскизный показ «Ричард III». Это самостоятельный выбор артистов. Василий Цаплин, артист, а сейчас он уже режиссер-постановщик, выбрал этот материал для эскизного показа. Это значительная роль Михаила Александровича Ульянова. Подобные эскизы очень важны, нужно рисковать и делать эту работу. Это будоражит актерскую природу […]».
Любовь Федоровна Зайцева, художественный руководитель Молодежного театра «Доминанта».

На спектакле присутствовал и режиссер Радион Букаев.

После спектакля зрителей угостили брусничным пирогом и чаем. Но! После поздравления коллектива из Губахи, вручения пирога с брусникой, Диплома участника фестиваля и подарков, наградили и коллектив Северной драмы. Александр Вислов вручил Дипломы экспертного совета XI театрального ландшафтного фестиваля «Тайны горы Крестовой» исполнителям спектаклей «Песнь Аджимушкая» и «Царь Эдип». Напомним, что в июне труппа Северного драматического театра представила постановки на фестивале в Губахе.

«Мой дедушка был вишней» Городского театра «Студия» Л. Ермолаевой (Омск) продолжил день. Свободных мест на камерной сцене Северного драматического театра не было. Евгений Сизов и режиссер Алена Устинова представили моноспектакль по книге Анджелы Нанетти. Только эта книга итальянского автора переведена на русский язык.

«Как режиссер я впервые на фестивале «Сотоварищи» и очень переживаю, конечно, - поделилась с нами Алена Устинова, режиссер спектакля. – Была мысль, что может быть рано участвовать в фестивале, но все же решилась. Больше переживаю за Евгения. Это моноспектакль и вся нагрузка лежит на нем. От того, как он справится с собственным волнением, с материалом, многое зависит […] Я должна признаться, что Анджела Нанетти – не мой выбор. Это выбор Евгения Сизова, а я в этой истории приглашенный человек. Но влюбилась в эту историю сразу.  […] За решение боялись. Поскольку герой – маленький мальчик, а Евгений – возрастной артист. История тем и интересна, что взрослый мир показан глазами ребенка. И удивительно, как все точно, иногда смешно и часто страшно и грустно. […]  За реакцию зрителей не переживаю. Уверена, что эта история всем понравится. Особенно в местах, где люди больше привязаны к земле, чем горожане. Потому что история о дереве, о земле, о людях, которые работали на земле, так что волнения на этот счет нет. […] Критика важна, потому что в процессе работы ты влюбляешься в свою историю и очень трудно отказаться от своих придумок, которые тебе самому кажутся хорошими. А критики это видят с другой точки зрения. И спектакль смотреть буду. Потому что поддержка важна. Есть ощущение, что мы вдвоем. Никто же не доказал, что своими переживаниями можно помешать. А если это не доказано, то почему это нужно отрицать. Буду на спектакле, буду тоже «играть» вместе с Евгением. И я самый первый критик. […] «Мой дедушка был вишней» - мой первый взрослый моноспектакль».

Обсудили спектакль сразу после окончания.

В 19.00 на основной сцене Северного драматического коллективом из Тюмени была рассказана история о пианисте-виртуозе Дэнни Будмане Т.Д. Лемоне Новеченто, родившемся на огромном пароходе, который вез его мать в Америку, и только однажды сошел на берег. И джаз! На сцене звучал джаз!

На программке спектакля написано «Сергей Осинцев. Моноспектакль & Бенефис. 50 лет жизни 30 лет на сцене». Главную роль Дэнни Будмана Т.Д. Лемона Новеченто исполнил директор Большого Тюменского Драматического Театра Сергей Осинцев. За 15 минут до начала спектакля нам удалось немного побеседовать.

«Я всегда волнуюсь. Несмотря на то, что столько лет на сцене и все равно каждый раз внутреннее волнение. Тем более, жанр такой, когда ты практически один на сцене, никто тебя не поддержит, никто не подскажет. С этим спектаклем волнуюсь особенно, потому что он для меня дорог не только как материал, но и потому, что история, которую я рассказываю, мне близка. Я считаю, что она про многих творческих людей. От фестиваля у меня нет впечатлений, потому что я ничего не успел увидеть (прим.: улыбается). Самое главное – это всегда прием. Понять, что за фестиваль и что за люди его организуют можно по тому, как тебя принимают. Организация и все, что здесь делают для нашего театра, потрясающи, и очень вкусно, и очень тепло, и очень по-доброму. Я надеюсь, что так всегда, а значит этот фестиваль живет, радует зрителей, тем более в таком небольшом городе, как Тара. Я впервые здесь. Город очень похож на мою малую родину, где я родился и жил долгое время, это рабочий поселок Голышманово, в котором такие же домики. У меня возникло ощущение, что я на родине. Поэтому мне здесь тепло, легко, светло! Волнение есть, но думаю, оно преодолимо. Хочу поблагодарить тех, кто выбрал наш спектакль, организаторов, участников и членов жюри, которые его сегодня увидят. С жюри мы знакомы, давно работаем в театральном сообществе. Я надеюсь, что все пройдет хорошо и зрители, которые сегодня придут, в конце спектакля испытают определенный катарсис, который мы специально заложили в этот спектакль, и выйдут из зала светлыми с легкостью на сердце».

Впечатлением поделилась зрительница из Омска Юлия Давыдова, которая специально приехала на фестиваль «Сотоварищи» и знакома со спектаклем «Новеченто» в исполнение Московского театра «Выпускники-Щукинцы»: «Я очень хорошо знаю Тюменский театр. Когда шла на спектакль, была уверена, что все будет супер! Мне знаком сюжет, но я шла на новую историю: другой театр – другая история.  Репертуар Тюменского театра мне знаком почти весь. Мы недавно были в Тюмени и каждый день ходили в театр. Поэтому я шла на спектакль, как к старым добрым друзьям».

И это еще не завершение четвертого фестивального дня! После спектакля коллективы из Губахи и Тюмени поднялись в арт-кафе Северного драматического театра, в котором состоялось обсуждение сразу двух спектаклей.

Но и это еще не финал!

После обсуждений - эскизные показы. «Ричард III» Молодежного театра «Доминанта» и «Иркутская история» Северного драматического театра имени М.А. Ульянова. К сожалению, только два театра были готовы к эскизному показу, а не все, как планировалось ранее.

Александр Вислов, председатель жюри, перед просмотром эскизов прокомментировал предстоящий показ.

«[…] Отчасти, наверное, это и моя вина. Возможно, я недостаточно работал над ее (прим.: лаборатории) воплощением. В первый раз все случилось так замечательно (прим.: на фестивале «Сотоварищи - 2019» было показано 5 эскизов), и мы расслабились. Нельзя расслабляться никогда и ни по какому поводу. Нужно было активнее работать с театрами. Информационной рассылкой, как показывает опыт, ничего не добьешься, нужно звонить, напоминать. Это наша общая недоработка, и театра, и моя. Ничего нельзя пускать на самотек и все держать под контролем. Очень жаль, потому что эта история (прим.: эскизные показы) придавала фестивалю «Сотоварищи» особое, ульяновское звучание. Лаборатория не сложилась на сей раз. Назовем это логистической ошибкой. Ошибки нужно исправлять и в следующий раз показ эскизов ставить крайне желательным условием фестиваля. Думаю, артисты с большим удовольствием погрузились бы в предложенный материал. […]»

Пятый день фестиваля «Сотоварищи» завершен.
















Читать все новости


Полезная информация